«Весельчаки»
— первый российский фильм о трансвеститах, в стране, где гомофобия всё
ещё общепринята. Фото: СТВ/Агентство Франс Пресс
Просто
одна из изумительных сцен из фильма «Весельчаки» — первого в потоке
российских фильмов о трансвеститах в стране, где геи всё ещё
сталкиваются с трудной борьбой за признание своих основных прав.
Горькое заключение фильма — выживание далеко не гарантировано.
Фильм,
который был показан на прошлой неделе в своей стране, рассказывает
историю пяти трансвеститов, которые ведут представление в московском
гей-клубе. У них общие слёзы, веселье, губная помада и бесконечная
водка, когда они предаются воспоминаниям, перед тем, как начать свою
неудачную поездку.
Главные роли исполняют известные актёры — но
ни один из них не является открыто геем. Фильм будет показан в 72
кинотеатрах в 12 городах. Его собираются показать в Казахстане, Украине
и государствах Балтии.
В Москве, где мэр Юрий Лужков постоянно
блокирует попытки провести гей-парад, фильм пройдёт в 12 основных
кинотеатрах, включая девять мультиплекс, без намёков на протест.
Воскресная
аудитория смеялась по ходу фильма. Один из трансвеститов неожиданно
сталкивается со своей матерью — только чтобы заказать себе более
красивое платье.
В другой сцене, самый старший трансвестит
вспоминает как чиновники советской эры сокрушались по поводу его
первого представления — не из-за переодевания, а потому, что он
танцевал под запись певца, который эмигрировал на Запад.
Но в
конце наступает внезапное молчание, когда пятеро трансвеститов
встречаются с толпой гомофобов-убийц, и показано, как они храбро бегут
навстречу им в последних кадрах.
Они не пережили нападения —и
этот подтекст является тревожным напоминанием об опасности вести себя,
как открытый гей в современной России.
Фильм «великолепен», сказал один из зрителей, Сергей, по пути к выходу.
«Мне
действительно понравился фильм. Он заставил меня впервые порадоваться,
что фильм посвящён такой теме», — сказал другой зритель, Владимир
Фролов.
Фролов похвалил актёров за участие. «Это показывает, что
они не волновались из-за участия в неоднозначном фильме. Для них в этом
был определённый риск, так как российское общество крайне гомофобно», —
сказал он.
До сих пор фильм получал позитивные отзывы в российской прессе, которая восприняла тему фильма неожиданно серьёзно.
Директор
«сделал первый внятный фильм в нашей стране, который поддерживает …
геев», отметило «Время новостей» в обзоре, озаглавленном «Необходимо до
боли».
«Вы так влюбляетесь в актёра Вилле Хаапасало в платье из
люрекса, что трагический конец воспринимается, как личное горе», —
пишут в русской версии «Тайм Аут» о финском актёре, который работает в
России.
Феликс Михайлов, режиссёр, говорит, что сама мысль
сделать фильм родилась около 10 лет назад, когда он работал с труппой
трансвеститов.
Михайлов наконец нашёл финансирование для
фильма и вложил в него около 2 миллионов долларов (1,2 миллиона
фунтов). Он коротал дни, делая телешоу, в том числе состязания
знаменитостей на льду.
Некоторые их характеров имеют реальные
прототипы, говорит Михайлов. Трансвестит из Санкт-Петербурга, чья дочь
выступает его собственным менеджером, вдохновил на создание одного из
характеров. А яркий трансвестит Заза Наполи дал советы по косметике и
лексике.
Самый известный трансвестит Восточной Европы Верка
Сердючка, который представлял Украину на Евровидении в 2007, также
занят за кадром.
Человек, стоящий за этим скандальным действом,
Андрей Данилко, написал музыку, в том числе хит «Casta Diva», который
поёт трансвестит в хрустальной короне и отделанном серебром бикини.
Режиссёр
сам не является геем и преуменьшает этот аспект фильма. «Человеческий
элемент, человеческие истории», — говорит он, более интересны, чем
сексуальная ориентация героев.
Фильм не планировался для
освещения геев, говорит он. «Если они так видят, хорошо, что это
произошло, — сказал он. — Мы изначально не вкладывали такой смысл».
Возможно,
самое удивительное, что он не поддерживает идею гей-парада в Москве.
Мэр Лужков сказал, что общество не готово к параду и что он отправляет
полицейские силы защищать участников от несанкционированных протестов.
«Я
думаю, что нам это не нужно. Не потому, что это хорошо или плохо. В
нашей культуре нет концепций массовых фестивалей, — сказал он. — Я
думаю, даже если было бы разрешение, выглядело бы всё патетично и
дёшево».
Организатор парада, Николай Алексеев, сказал в
понедельник, что он ещё не видел фильма, но поддерживает идею
использования ведущих актёров для влияния на публику.
На прошлой
неделе он организовал пресс-конференцию, на которой поп-звезда,
известная своим грубым поведением на сцене, Лолита Милявская, осуждала
жизненную закрытость и вспоминала, как её дядя скрывал свою сексуальную
ориентацию.
Ключевая фигура в московском гей-сообществе, Эд
Мишин, который издаёт журнал «Квир» , сказал, что фильм ему понравился
и он полагает, что будет иметь эффект — хоть и небольшой — на
общественное мнение.
«Когда выходит хороший, забавный фильм,
когда он сделан с юмором — как этот добрый, хороший фильм — он меняет
людей, хоть на малую каплю», сказал он.